Письмо автору
 
Наталья Малинина. Фрагмент статьи
 
 

Наталья Малинина. Фрагмент статьи

Открытый чемпионат России по литературе на приз газеты "Московский комсомолец".

Фрагмент статьи Натальи Малининой "ТОМАС – РИФМАЧ и ШЕСТОЙ МАТЧ"
(www.litsovet.ru)

Подборка Светланы явно перевешивает по уровню мастерства, точности и чёткости лирического замысла, и, наконец, по наличию довольно тонкого поэтического слуха, позволяющего ей укладывать лирическую мысль в определённую мелодику, создавая звукотемы, обслуживающие замысел. Это одно из достижений «высшего пилотажа», и я рада отметить его на примере стихов Светланы Ос. Тема стихотворения «ЗАВЕДИ СЕБЕ ВРАГА» - условно, вечная двойственность мыслящего индивида, вечная борьба двух сущностей в одном теле. Каждый из нас «Амфисбена». Но не каждый решится играть в игру, предложенную автором, играть по-честному. Кто из двух сутей лирического «Я» автора сегодня – «враг в коробке»?
Итак, б о р ь б а? Звуковая обвязка стержневой мысли стихотворения – это многочисленные выпирающие звуки (р, с, ц, з, ш) и их «пугающие» сочетания: (бр, рб, скр, ши, нц, цпл, гр):

А на дальних берегах,
Если сердце не из робких,
Заведи себе врага
В чёрной шёлковой коробке.
Пусть, свободою влеком,
Он скребётся в ней ночами
Под серебряным замком
За стальными обручами.
Утянув на дно свинцом,
Пусть сознанье пьёт и волю,
Дышит пламенем в лицо
И шипами руки колет,
И во сне клыком кривым
Перекусывает вены..
Ты и он - две головы
Изумрудной Амфисбены -
Несвои в чужом миру,
Прочно сцеплены хвостами.
Всё играете в игру,
Всё меняетесь местами…

Вслушайтесь в фонетическую игру Светланы, и поэтический слух Ваш откроет тончайшие каналы воздействия через сочетания звуков, переплетение звукотем и звукообразов. Вот, например, завершающая строфа последнего конкурсного стихотворения Светланы Ос «Му-му». Едва ли не все главные темы поэзии преломлены через «выпуклую радость узнаванья» школьного сюжетика: страсть, страстишка, любовь, зависть, ненависть, совесть, воля и безволие, сила и слабость. И, конечно «жертва и палач» – как порознь, так и … два в одном. Самые великие испытания и радости жизни. Здесь же тема предательства и раскаяния…
НЕМАЯ боль и ГЛУХОЕ раскаяние глухонемого Героя выражены полнозвучной звуковой волной, стоит только вслушаться в финал стихотворения:

Что тебе с этих пор не дано уснуть
Даже в стенах монастыря,
Что однажды откроется кровосток
На нательном твоём кресте
За тремя поворотами на восток,
На одиннадцатой версте.

В строфе о загадочной одиннадцатой версте я УСЛЫШАЛА фонограмму т а к о й боли, которая подобно песне Томаса-Рифмача перевернула мою душу... Прочитайте одни гласные в заключительной строфе (с учётом московского произношения, где безударный «О» условно транскрипируется как «А», и где Е условно пишу как И, за счет редукции гласных в безударном положении):

оааыаоиааао/
ааеааёие/
аияааоаиаао/,
ааиаааие.

Вот оно - мычание и неслышимые миру слёзы раскаяния немого Герасима, вот она – кардиограмма боли, надорвавшей его мощное сердце.

Наталья Малинина
http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=11101
 
 
 


© Стихи Светланы Ос * поздравления с праздником, лирика - 2016


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru